Неплатежи по платным дорогам: новый подход Автодора

С начала 2025 года Госкомпания «Автодор» совместно с ГАИ успешно провела 150 рейдов, посвященных обнаружению автомобилистов, незаконно проезжающих по платным участкам без уплаты. В результате было вынесено свыше 400 постановлений, которые влекут за собой лишение водительских прав за скрытые или удаленные регистрационные номера. Эти данные были озвучены Вячеславом Петушенко, директором «Автодора», в интервью. Он отметил, что ужесточение наказаний за езду с ненастоящими номерами позволило значительно снизить количество водителей, уклоняющихся от оплаты. Самой сложной задачей остаётся обработка информации о машинах с поддельными номерами. Для этого «Автодор» внедрил нейросеть, которая собирает и анализирует фотографии всех автомобилей, проезжавших по платным участкам дорог. Если транспортное средство один раз зафиксировано с читаемым номером, то его можно будет отследить по дополнительным признакам. В сети уже находятся данные о 45% отечественных автомобилей, использующих систему «Свободный поток» на дорогах М-12 и ЦКАД. В нескольких сложных ситуациях работу нейросетей дополнительно контролируют специалисты, которые вручную проверяют снимки для идентификации актуальных номерных знаков и их владельцев. В прошлом году ГК «Автодор» через суды подала 408 тысяч претензий для взыскания оплаты за проезд, а с начала 2025 года эта цифра выросла до 413 тысяч. С 2021 года государственная компания собрала 4,8 миллиарда рублей в виде штрафов от водителей за неоплаченные проезды. В руководстве намерены активно работать над привлечением к ответственности тех, кто проехал без оплаты в 2020 и 2021 годах. Вячеслав Петушенко подчеркнул, что "мы не собираемся оставлять это без внимания". На некоторых участках трассы М-12 все же пришлось вернуться к шлагбаумам, отказываясь от системы бесконтактной оплаты. Это решение связано с тем, что в некоторых регионах РФ водители не проявляют должной дисциплины в вопросах оплаты проезда, что затрудняет процесс сбора средств.